Порядок оформления санитарно-эпидемиологического заключения

Санитарно-эпидемиологические заключения отменили в 2010 году. Им на смену пришли другие гигиенические сертификаты, имеющие юридическую силу на территории стран ЕАЭС. В каких случаях необходимы эти документы, и что должен подготовить заявитель для их заказа?

Необходимость получения

С 2010 года СЭЗ на продукцию был упразднен, что связано с вступлением в силу Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам. Теперь гигиенические сертификаты имеют два образца:

  1. Свидетельство о государственной регистрации. Если продукция попадает в соответствующий перечень, то оформление СГР является обязательным.
  2. Экспертное заключение Роспотребнадзора. Можно заказать на товар добровольно. ЭЗ представляет собой выводы экспертов после проверки продукции на соблюдение санитарных и гигиенических требований.

Актуальные сегодня документы

Санитарно-гигиенические требования и правила к продукции/оборудованию прописаны в РКТС №299 и профильных технических регламентах ТС. В РКТС есть приложения со списками продукции, на которые необходимо СГР или ЭЗ. Экспертное заключение не имеет сроков действия, если нет необходимости вносить в документ изменения. СГР ранее не имело сроков, но сейчас срок действия составляет 5 лет. Если нужно вносить корректировки, то следует проконсультироваться со специалистами сертификационного центра о необходимости переоформления.

Кому нужны гигиенические сертификаты?

Санэпидем заключение раньше было обязательным для продуктов питания, детских товаров, кухонных принадлежностей и изделий, контактирующих с кожей человека. Заявитель должен был подготавливать документационный пакет, проводить испытания продукции, предоставлять образцы.

Согласно РКТС №299 и технических регламентам, свидетельство о госрегистрации необходимо на:

  • специализированное питание (детское, для спортсменов, диабетиков);
  • материалы, используемые для окрашивания, осветления, завивки, мелирования и выпрямления волос;
  • компоненты химического и биологического происхождения, которые могут отразиться на окружающей среде и здоровье человека;
  • средства для загара;
  • готовые пигменты, краски;
  • средства личной гигиены;
  • некоторые товары для детей и пр.

Если продукция не вошла в этот перечень, то можно заказать в добровольном порядке экспертное заключение. Этот гигиенический сертификат упрощает работу с таможней, обеспечивает доверительное отношение к товару со стороны покупателей, партнеров, поставщиков и проверяющих органов.

Куда обратиться?

Для заказа СГР или ЭЗ следует обратиться в сертификационный центр “Росстандарт”, который сотрудничает с аккредитованными лабораториями, органами и Роспотребнадзором.

Наш центр оказывает комплексные сертификационные услуги предпринимателям Евразийского экономического союза.

Требования к получателю

Заявителем может выступать как компания-резидент ЕАЭС (импортер или производитель), так и иностранная компания напрямую (представитель не потребуется).

Потребуется подготовить следующий документационный пакет:

  • заявление;
  • регистрационная документация;
  • карточка компании;
  • уведомление от изготовителя, о том что его товар соответствует всем требованиям;
  • копии документов, на основании которых осуществляется производство (ТУ, стандарты, рецептура, спецификация);
  • паспорт безопасности;
  • подробное описание (инструкции, макет этикетки, рекомендации);
  • акты проверки производства;
  • протоколы испытаний.

Иностранному заявителю необходимо дополнительно предоставить документы, подтверждающие ввоз и переводы всех позиций из списка.

Этапы сертификации и сроки выдачи

Порядок получения СГР и ЭЗ:

  1. Обращение в сертификационный центр “Росстандарт” и подача заявки.
  2. Подготовка документов.
  3. Отбор образцов для проведения лабораторных испытаний.
  4. Проверка производства (при необходимости).
  5. Анализ предоставленных данных на соответствие действующим нормативным актам.
  6. Принятие решения.
  7. При положительном ответе — выдача документа.

Экспертное заключение оформляется за 1 неделю, а свидетельство о государственной регистрации — от 4-х недель.