Маркировка продукции

Маркировкой продукции является нанесение на продукцию либо ее упаковку информационного сообщения, сопровождающего продукцию во время ее перемещения от производственных помещений к месту реализации. Основное назначение применения маркировки заключается в доведении до сведения потенциального покупателя данных об определенной продукции и стимулировании в принятии им положительно решения о ее покупке.

Составные части маркировки

В структуру маркировки могут быть включены 3 основные элемента – текстовый блок, графическое изображение и информационный знак. Причем элементы могут быть задействованы как вместе или по отдельности, так и в сочетаниях между собой. 

Чаще всего в качестве таких элементов задействуется текстовый блок, так как информация, представленная в текстовом виде, обладает наибольшей доступностью для потенциальных потребителей и прочих участников рынка. Более того, в текстовый блок могут быть включены практически все элементы данных, используемых в рекламных целях. К текстовой части маркировки предъявляются требования определенных нормативных документов (Законов РФ, ГОСТов и прочее) федеральной либо региональной области действия.

К структурным элементам маркировки предъявляются следующие требования:

  • Четкость и разборчивость. Нужно, чтобы информация была хорошо различима невооруженным глазом, поэтому она размещается на фоне белого либо другого цвета, контрастного с оттенком упаковки.
  • Невосприимчивость к неблагоприятному природному воздействию.
  • Сохранение доносимой информации до момента окончания срока годности самой продукции.
  • Полнота информационного содержания. Размещаемой информации должно быть достаточно для того, чтобы обеспечить покупателю безопасное обращение с продукцией.

Функциональное назначение маркировки

Нанесение маркировки на продукцию осуществляется с учетом исполнения последнее определенных функций. Главными из них являются:

  1. Информационная. Она служит для предоставления покупателям и вероятным партнерам производителя необходимых информационных данных о выпускаемой продукции, причем такие данные помещаются на упаковке и могут содержать следующие сведения:
  • зарегистрированное название фирмы-производителя;
  • место производства;
  • указание конкретного тех. регламента, в соответствии с требованиями которого была изготовлена продукция;
  • состав продукции;
  • указание особенностей хранения и употребления продукции;
  • сроки годности.
  1. Идентификационная. С помощью маркировки потребители, продавцы, эксперты и контролирующие органы могут идентификацию товара на соответствие требованиям законодательных актов, норм производства и других установленных требований к производству и реализации конкретного вида товара.
  2. Психологически мотивирующая. Наличие маркировочной информации на продукции способно воздействовать на подсознание потенциального потребителя, удовлетворяя его эстетические потребности, а также привлекая внимание к самой продукции.

Виды маркировки

На сегодняшний день маркировка подразделяется на две разновидности: производственную и торговую. Производственная маркировка, судя по названию, наносится еще в процессе производства товаров на носители, сопровождающие товары. Сегодня носителями могут быть:

  • этикетки;
  • кольеретки (разновидность этикетки, наносимая на горлышко жидкой пищевой продукции);
  • вкладыши (помещаются вместе с товаром в упаковку в случае, когда нет возможности поместить полномерную информацию на самой упаковке);
  • бирки (крепятся к товарам с помощью приклеивания или пришивания, и содержат товарный знак производителя или его фирменное наименование);
  • ярлыки (крепится аналогично биркам, но включает более развернутую информацию о товаре);
  • клеймо и штампы (особые графические изображения, выполненные в соответствии с установленными требованиями к их форме и содержимому, и наносимые на сам товар, его упаковку и этикетку).

Нанесением торговой маркировки занимается поставщик или продавец товаров. Торговая маркировка может быть нанесена на следующие носители:

  1. Кассовый чек. Он выдается по факту совершения продажи товара и включает сведения о наименовании продавца, номере кассового аппарата, даты реализации и общей суммы покупки.
  2. Товарный чек. Его выдача осуществляется вместе с кассовым чеком, однако товарный документ выдается по факту приобретения непродовольственных товаров, и содержит сведения не только о самом продавце, дате покупки и ее стоимости, но и размерных характеристиках товара.