Что такое сертификация. Виды сертификации и ее цели.

Сертификация.

В последнее время потребитель все чаще при покупке продукции (услуг), обращает внимание на присутствие у предпринимателей сертификатов качества. Это связанно, в основном, с возникновением ситуаций, когда недобросовестные производители или продавцы реализуют товары или предоставляют услуги несоответствующего качества. Также при разнообразии продукции одинакового функционального предназначения, потребителю очень сложно разобраться в том, какой именно продукт будет удовлетворять всем его потребностям, обеспечивая при этом не только защиту здоровья и жизни, но и долговечность эксплуатации и эффективность использования при определенных условиях. 

Сертификация является  основным, достоверным, независимым, дающим гарантию способом, подтвердить соответствие товара (услуги) по установленным требованиям. Процедура оценки качества предполагает обязательное участие третей стороны – центра сертификации (независимой от производителя (продавца) и потребителя. Такой центр, обладая всеми необходимыми ресурсами обязан на самом высоком квалифицированном уровне осуществить все мероприятия, связанные с комплексной проверкой всех характеристик и показателей товаров (услуг) согласно действующим в их отношении технических регламентов (ТР), технических условий (ТУ), Законов, нормативов и стандартов.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что сертификация – это комплекс проводимых действий с целью подтвердить соответствие качественной характеристики продукции, товара (услуги) определенным положениям  стандартов, нормам ГОСТ.

В рыночной экономике методики сертификационных проверок являются основными средствами, позволяющими гарантировать соответствие продукта требованиям нормативных документов. С позиции интересов государства сертификация с одной стороны, обязана, улучшить качество продукции, предоставляемых услуг и таким образом обеспечить  безопасность  потребителю, а с другой не стать препятствием для развития предпринимательства. Объектом комплексной оценки качества могут быть: продукция (импортная и отечественная), услуги, системы менеджмента, рабочие места, персонал и др.

Виды сертификации.

На сегодняшний день утверждены два основных вида сертификации: обязательная проверка и добровольная оценка качества.

Исходя из названия, обязательная сертификация — это метод проверки услуг или продукции, сертификация которых основана на обязательных гос. требованиях. В России она доминирует  и проводится с 1993г., и применяется для продукции, влияющей на безопасность человечества, его имущество и окружающую среду. При обязательной проверке соответствия могут применяться определенные методики оценки: декларирование, сертификация, государственная регистрация и т.д., в зависимости от типа товара и его эксплуатационного назначения.

Декларация на продукцию оформляется на белом листе стандартного образца формата А 4 и регистрируется в установленном порядке. Обязательный сертификат, также как и добровольный имеет утвержденный государственными органами бланк на котором присутствуют степени защиты от подделки и другие идентификационные признаки. Обязательный сертификат не отличается практически ни чем от добровольного сертификата, и в том и другом, документально подтверждается качество продукции и услуг. Отличаются они только  по внешнему виду, обязательный выдается на бланке желтого цвета, а добровольный на голубом.

Добровольная сертификация — это определенная система сертификации по системе ГОСТ и применяется она к тем товарам и услугам, которые согласно законодательству РФ не  нуждаются в принудительной сертификации, проводится на добровольной основе по желанию производителя, продавца продукции или же по требованию заказчика.

Главными целями сертификации являются:

  • защита потребительского рынка от нерадивых производителей и некачественной продукции;
  • контроль над безопасностью продукции для покупателя: его здоровья, жизнедеятельности, а также для защиты имущества (частного и государственного) и окружающей среды;
  • поддержка потребителя в грамотном выборе услуг, работ, продукции;
  • стабильность производства, а также повышение конкурентоспособности компаний, товаров, услуг и работ на российском и международном рынках;
  • гарантия соответствия изделий (продуктов), процесса производства, реализации, хранения, эксплуатации,  перевозке и утилизации услуг, работ условиям контрактов, стандартам и техрегламентам.

Обратитесь к сотрудникам центра сертификации «Росстандарт Москва» для индивидуальных консультаций по всем сферам осуществления сертификации для законной и успешной реализации товаров и услуг.